Справедливое Обращение

Последнее обновление: 14.02.2025

Равная Оплата Труда

Согласно Конституции каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Трудовой кодекс также запрещает дискриминацию и требует от работодателя соблюдения принципа равенства прав и возможностей. Работодатели могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за нарушение этого правила. Принцип равной оплаты труда за труд равной ценности гарантируется в соответствии со статьей 132 Трудового кодекса, который требует, чтобы заработная плата каждого работника зависела от его квалификации, сложности выполняемых работ, количества и качества затраченного труда. Любая дискриминация при установлении и изменении размера заработной платы и других условий оплаты труда запрещается.

Источники: ст. 37 Конституции; ст. 2-3, 132, 419 Трудового кодекса

Запрет Дискриминации

Согласно Конституции каждый имеет право на получение вознаграждения за труд без какой-либо дискриминации. Трудовой кодекс также запрещает дискриминацию. Это правило уточняется отдельно для членов профсоюзов и инвалидов специальными законами.

Дискриминация – это ограничение в трудовых правах и свободах или получение какие-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Не относятся к дискриминации исключения, связанные с характеристиками конкретного вида работы, заботой об отдельных группах людей или мерами государственной безопасности.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации на рабочем месте, вправе обратиться в суд для восстановления нарушенных прав, возмещения материального вреда и компенсации морального вреда. Дискриминация влечет наложение административного штрафа в размере 1000 – 3000 рублей (на граждан) и 50000 – 100000 рублей (на юридических лиц). В соответствии со ст. 136 Уголовного кодекса данное деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Источники: ст. 37 Конституции; ст. 3 Трудового кодекса; ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах; их правах и гарантиях деятельности»; ст. 3.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; ст. 136 Уголовного кодекса; ст. 5.62 Кодекса об административных правонарушениях

Равный Доступ к Профессии

Согласно Конституции мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Статья 37 Конституции устанавливает, что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Однако в целях защиты здоровья женщин предусмотрены некоторые исключения. Ограничивается применение труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы. До 1 марта 2028 года действуют перечень профессий с ограничением труда женщин и нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную.

Источники: ст. 19 Конституции; ст. 3 и 253 Трудового кодекса; Приказ Минтруда России от 18.07.2019 N 512н; Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14.09.2021 N 629н

Нормативное регулирование обеспечения справедливого обращения на работе

  • Конституция Российской Федерации 1993 г. (в ред. от 01.07.2020) / Constitution of the Russian Federation 1993 (version 01.07.2020)
  • Трудовой кодекс Российской Федерации 2001 г. (в ред. от 26.12.2024) / Labour Code 2001 (version 26.12.2024)
  • Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 29.10.2024) / Federal law ‘About social protection of disabled persons in the Russian Federation’ 24.11.1995 № 181-ФЗ (version 29.10.2024)
  • Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. от 26.12.2024) / Federal law ‘About state pensions in the Russian Federation’ 15.12.2001 166-ФЗ (version 22.12.2020) / Federal law ‘About trade unions, their rights and guarantees’ 12.01.1996 № 10-ФЗ (version 26.12.2024)
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 г. (в ред. 03.02.2025) / Code of Administrative Offences 2001 (version 03.02.2025)
  • Приказ Минтруда России от 18.07.2019 N 512н "Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин / Order of the Ministry of Labour ‘About approval of the list of heavy works and with harmful or dangerous working conditions where the employment of women is prohibited’ 18.07.2019 N 512н (version 25.12.2024)
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14.09.2021 N 629н "Об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную" / Order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation "About approval of the maximum allowable load standards for women when lifting and moving weights manually" 14.09.2021 N 629н
Loading...